Проект «Школа стартапов Skolkovo» образовался на базе инновационного центра «Сколково», и вот уже пять лет проводит акселерационные и образовательные программы для основателей стартапов, молодых предпринимателей и исследователей. Активно и инициативно площадка развивает стартапы ранних стадий, привлекает в экосистему самого «Сколково» новые проекты, повышает уровень управленческих и личностных компетенций у основателей и участников проектных команд. В преддверии старта 18-го сезона акселератора 20 октября руководитель «Школы стартапов Skolkovo» Елена Шарипова рассказала МИБ о его работе, start-up трендах и роли ИИ в современных технологиях.

МИБ: Елена, за пять лет Школа стартапов уже стала известным брендом в среде молодых предпринимателей. Как она сама изменилась за это время — в программах, подходах, команде?
Елена Шарипова: Да, когда мы начинали наш акселератор в уже далеком 2020 году программа была другая. У нас были небольшие розовые очки, когда казалось, что мы умеем работать со стартапами и знаем, что им нужно. Сначала мы планировали делать интенсивный мини бизнес курс МВА для стартапов. Но нам повезло и на старте кто-то подсказал, что необходимо образовательно части мало, надо «вручную» работать с проектами. И мы ввели практико-ориентированный подход – а проще говоря, мы добавили вторую важную часть акселератора – работа с трекером-ментором-наставником. И это дало колоссальный эффект!
МИБ: Какие проекты сегодня приходят к вам чаще всего? Есть ли сдвиг от классических IT-стартапов к чему-то новому — например, в области ИИ, образования, биотеха или креативных индустрий?
Е. Ш.: Айтишных стартапов всегда были всегда было большинство, более 60%. Но к нам приходят также e-commerce, edtech, deeptech и много других сфер. А сейчас, конечно, каждый стартап прикручивает себе ИИшку, иначе это не стартап.
МИБ: Можно ли сказать, что пандемия подтолкнула развитие онлайн-акселерации и помогла расширить аудиторию школы за пределы Москвы?
Е. Ш.: Да, и это был тоже вызов – мы одни из первых стали делать программу полностью онлайн. И если есть некоторые негативные аспекты онлайна, то возможность стартапам из любой точки мира присоединиться к нашей программе, конечно, предоставила нам доступ к более широкому кругу проектов.

МИБ: Какие темы и направления сейчас считаются самыми горячими в российских стартапах? Что «в моде» у инвесторов и менторов?
Е. Ш.: Моду задают стартапы! А инвесторы и менторы идут у них на поводу. Если говорить про инвесторов, то все любят финтех – это там, где деньги очень близко лежат. Сейчас, например, очень популярны проекты в HR сегменте. Но надо понимать, что инвесторы част имеют свою специализацию – кто-то вкладывается в медицинские проекты, кто-то в deeptech или промышленность
МИБ: Как вы чувствуете — изменилась ли мотивация у молодых основателей? Они идут в стартап ради идеи, денег или статуса?
Е. Ш.: Мне кажется, что в стартапы идут самореализоваться. Да, вторым основным фактором является денежный. Я бы добавила, что многих возможно н самых молодых стартаперов вдохновляет возможность заниматься тем, чем ты хочешь заниматься, быть независимыми от решения «начальства». Ведь многие стартапы выходят из корпораций, где они не смоги реализовать свои идеи.
МИБ: Кто ваши участники сегодня — больше студенты, учёные, представители корпораций или предприниматели с опытом? Как меняется их профиль?
Е. Ш.: Все вышеперечисленные, кроме ученых. Наверное, в последнее время стало больше студентов.
МИБ: Какую роль сейчас играет искусственный интеллект в стартапах, которые приходят к вам? Это уже рабочий инструмент или пока больше маркетинговый тренд?
Е. Ш.: Надо немного различать то, чем мы называем ИИ. Как правило это те программы, которые используют открытые ИИ высокого уровня. Разработка сложных языковых или нейронных моделей или систем – таких стартапов очень мало. А вот использование этих моделей сейчас приобретает массовый характер. А есть еще третий уровень использование ИИ – это на обывательском уровне, когда мы для планирования тур поездки идем не в поисковик, а в Chat GPT.


МИБ: Вы говорите, что школа помогает проектам пройти “долину смерти”. Какие шаги предпринимаете, чтобы эта помощь не заканчивалась после демо-дня?
Е. Ш.: Наше взаимодействие с выпускниками никогда не оканчивается на Демо-дне. Мы постоянно приглашаем ребят участвовать в наших мастер-классах, питчах, встречах с инвесторами.
МИБ: Есть ли у школы планы по расширению — новые треки, партнёрства, выход в регионы?
Е.Ш.: Конечно мы расширяем линейку наших программ. Сейчас очень успешно проходит программа для трекеров/менторов – Аттестация трекеров. Также у нас есть планы сотрудничать с университетами и обучать стартапы с самого раннего детства.
МИБ: Если взглянуть вперёд на пять лет — каким вы видите будущее российской стартап-экосистемы? И какую роль в ней сыграет Школа стартапов Сколково?
Е. Ш.: Много стартапов = много инвесторов. Надеюсь, что так и будет. Школа стартапов будет акселератором масштаба ведущих акселераторов мира, таких, например, как YCombinator.