Закон о защите традиционных ценностей в киноиндустрии вступит в силу с 1 марта 2026 года. Верховными арбитрами по вопросам «правильных» и «неправильных» фильмов станут Роскомнадзор и Министерство культуры. Впрочем, сам термин «нетрадиционное кино» уже успел превратиться в своеобразный мем — настолько расплывчатыми оказалась формулировка и критерии, по которым будет оцениваться видеоконтент разной степени художественности. Член Союза писателей России и общественный деятель Остап Стужев разбирался, чем может обернуться новый закон для рядовых кинозрителей.
Новые правила цифрового кинопроката
Законопроект о защите традиционных ценностей в киноиндустрии, принятый в первом чтении 24 июня, претерпел значительные изменения ко второму и третьему чтению. Изначально предполагалось обязать все онлайн-кинотеатры получать прокатные удостоверения на весь контент, включая лицензионный. Однако это требование было признано «избыточным», пишут «Ведомости» со ссылкой на председателя комитета Госдумы по информполитике Сергея Боярского.
Согласно новой редакции законопроекта, который приняли 22 июля во втором и третьем чтении, Минкультуры сможет отказывать в выдаче прокатного удостоверения или отзывать его при обнаружении в произведении сцен, которые «дискредитируют традиционные духовно-нравственные ценности или пропагандируют отказ от них». Проекты без прокатных удостоверений, уже размещенные на онлайн-платформах, также будут проверяться министерством.
Фото: Proxima Studio/Shutterstock/Fotodom
При этом под действие закона подпадают не только онлайн-кинотеатры, но и соцсети, включенные в реестр Роскомнадзора: «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram, Дзен, YouTube, TikTok — всего 15 ресурсов.
По действующему закону до марта будущего года прокатные удостоверения обязательны только для производителей и прокатчиков кинофильмов. Выдачей таких документов также занимается Минкультуры. Министерство вправе отказать в выдаче или аннулировать удостоверение, если фильм содержит пропаганду порнографии, насилия, нетрадиционных отношений, педофилии, смены пола, а также материалы, противоречащие законам о борьбе с экстремизмом и терроризмом. Демонстрация фильма в кинотеатрах без удостоверения запрещена.
Механизм блокировки: как это будет работать
Процедура блокировки «нетрадиционного» контента будет выглядеть следующим образом: Минкультуры выдает экспертное заключение о наличии материалов, дискредитирующих традиционные ценности, а Роскомнадзор направляет в адрес онлайн-платформ требования удалить такой контент. Исполнить их необходимо в течение суток.
Соцсети обяжут самостоятельно вести мониторинг запрещенного контента и оперативно ограничивать к нему доступ. И эта часть закона может затронуть широкий круг пользователей, публикующих видеоконтент в соцсетях.
Роль общественности и прозрачность критериев
Граждане и общественные организации также смогут обращаться в Минкультуры с просьбой проанализировать фильмы без прокатного удостоверения, пишет «Парламентская газета». При этом, как отметила первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко, даже традиционные ценности могут со временем трансформироваться. «И даже в пределах огромной России взгляды на те или иные вещи представителями разных национальностей могут отличаться. Перечень ценностей есть, а их содержание ни одним документом не раскрыто», — добавила она.
Фото: Tero Vesalainen/Shutterstock/Fotodom
В то же время первый зампред думского IT-комитета Марина Ким считает, что «это дает обществу реальный инструмент участия в культурной жизни страны».
Однако юристы считают, что это позволяет «поставить под сомнение» огромный массив контента, даже тот, который был изготовлен и получил удостоверение Минкультуры много лет назад. При этом четких критериев для выявления дискредитации традиционных ценностей нет и «априори быть не может», отметил в беседе с «Ведомостями» адвокат Владимир Энтин. «Любой критерий предполагает толкование и интерпретацию, а они в этом случае могут быть очень вариативны», — добавил он.
С коллегой согласен и старший партнер коллегии адвокатов Константин Добрынин: По его мнению, сложно представить, как сформулировать четкие критерии и понятийный аппарат в отношении того, что считается дискредитацией традиционных ценностей. «Закон раздвигает границы и без того широкой дискреции правоприменения», — говорит юрист.
Общественный деятель Остап Стужев в беседе с «Ямал-Медиа» также отметил противоречивость критериев, по которым будут оценивать видеоконтент: «Прилагательное «нетрадиционно» имеет слишком много смыслов. Если подразумевается нечто, выходящее за рамки признаваемой обществом морали, то, наверное, любую аморальность следует осудить. А теперь вопрос: какую мораль исповедует современное общество, почему фильмы про гангстеров, мошенников или лицемеров нам кажутся менее опасными, чем про людей с психическими отклонениями в половой функции?»
«Конечно, заблокируют, наверное, откровенно вызывающие безнравственные видео, достойные более жестких мер. Мораль — это и есть самоцензура, но надо привести все к единому знаменателю, прежде чем заниматься делением на чистых и нечистых», — добавил Стужев.
Возможные последствия для пользователей
Под угрозой блокировки могут оказаться не только сами видеозаписи, но и аккаунты пользователей. Хотя пока основное внимание регуляторов сосредоточено на онлайн-кинотеатрах и соцсетях, новый закон может создать правовую базу для более широкого применения ограничений.
Фото: Gorodenkoff/Shutterstock/Fotodom
«Общественность легко «загорается» и хорошо отыскивает все то, что могут пропустить власти. Эта неоднозначная практика пока перекидываться на другие сферы не будет, но что нас ждет в будущем, пока никому неизвестно. Но рядовые пользователи, считающие, что могут выкладывать все и везде, с легкостью могут пострадать. Но, опять же, вопрос, зачем заведомо выкладывать запрещенное», — предупредил в беседе с «Ямал-Медиа» кинокритик Дмитрий Бортников.
Пиратские ресурсы, конечно же, не будут соблюдать эти требования и могут продолжить распространение контента, запрещенного для легальных платформ. Один из собеседников издания «Ведомости» указал и на этот пробел. «Логично было бы законодательно закрепить полномочия Роскомнадзора на ускоренную блокировку пиратских ресурсов в случае выявления нарушений по новому закону», — отметил он.
Что получит и потеряет кинематограф
Новые правила могут привести к серьезным изменениям в российском кинопроизводстве. Глава комитета Госдумы по защите семьи Нина Останина отметила в беседе с «Парламентской газетой», что кинематографисты еще не до конца понимают, как и что снимать в соответствии с установками закона. «Производители у нас спрашивают, а что можно снимать, что нужно как показывать, и они совершенно правы», — указала парламентарий.
Дмитрий Бортников настроен более оптимистично: «Кинематограф постоянно находится в движении, и кинематографисты уже давно научились говорить о важном и нужным разными словами».
Фото: True Touch Lifestyle/Shutterstock/Fotodom
Общественный деятель Остап Стужев также отметил, что даже практика фильмов, снятых еще в Советском Союзе, в концепции социалистического реализма, по сей день демонстрирует, что мастера жанра умеют обойти все острые углы, и тем, кто способен понимать происходящее, достаточно и того, что они увидят на экране.
«Однако очевидно, что всплеск вседозволенности именно в негативном формате пришла пора прекращать, но заниматься этим должны люди, получившие соответствующую подготовку, плюс с высоким интеллектом. А так как любой хороший фильм — это все-таки нечто не соответствующее реальности, не следует бояться лакировки действительности. Так или иначе каждый воспринимает происходящее как через призму собственного опыта, так и с точки зрения парадигмы ментальности своей социальной группы», — заключил Остап Стужев.
Тем временем депутаты Госдумы призвали создать русскую киновселенную персонажей, созданных отечественными писателями прошлого и настоящего. По мнению парламентариев, это должно стать приоритетом в развитии детского и юношеского кино.
ИСТОЧНИК: yamal-media.ru