В этом году рейтинг включил в себя 24 города с уже действующими платными парковками, в том числе Москву и Санкт-Петербург. Это на четыре города больше, чем в прошлом году. Ещё 17 городов заявили о планах по внедрению платного парковочного пространства в ближайшие пять лет. Рассматривались города с населением от 200 тысяч человек, четверть из них имеют платные парковки.
Первое место в рейтинге заняла Москва — позиция столицы не изменилась. Санкт-Петербург поднялся на пять позиций. Также поднялись позиции Казани (на девять позиций), Тюмени (на три позиции) и Калуги (на семь позиций).
Для составления рейтинга исследовались пять групп показателей: физическая доступность, финансовая доступность, эффективность, удобство и устойчивое развитие. В рейтинг вошли города, в которых измеряют и отслеживают эти показатели, а место в рейтинге во многом определялось полнотой представленной информации. На изменение позиции в рейтинге больше всего влияло увеличение зоны платных парковок (она выросла в девяти из 24 городов) и введение гибкой ценовой политики (применяется в восьми из 24 городов).
Для составления рейтинга исследовались пять групп показателей: физическая доступность, финансовая доступность, эффективность, удобство и устойчивое развитие. В рейтинг вошли города, в которых измеряют и отслеживают эти показатели, а место в рейтинге во многом определялось полнотой представленной информации. На изменение позиции в рейтинге больше всего влияло увеличение зоны платных парковок (она выросла в девяти из 24 городов) и введение гибкой ценовой политики (применяется в восьми из 24 городов).
В первую десятку списка впервые вошёл Владивосток, а лидерство осталось за Москвой. Прошлогоднего лидера из первой тройки – Краснодар – уверенно вытеснил со второго места Санкт-Петербург. В Северной столице значительно расширилось платное парковочное пространство за счёт включения в него Адмиралтейского и Петроградского районов, а у Краснодара общая оценка по пяти показателям сохранилась на уровне прошлого года. Сумма баллов у Белгорода, который сохранил за собой третье место, выросла на девять за счет востребованности и эффективности работы парковок и удобных парковочных онлайн-сервисов. В Казани в этом году вводились новые парковочные места и было доработано тарифное меню.
«Наш рейтинг отражает состояние платного парковочного пространства в городах России на август 2023 года. Но развитие зон платных парковок продолжается непрерывно. Пока верстался отчёт, Северная столица завершила формирование платного парковочного пространства, в него вошёл четвертый городской район – Василеостровский. Большие зоны платной парковки – порядка 1000 машино-мест – заработали в Липецке и Сочи. Изменения идут динамично. Рейтинг как аналитический инструмент позволяет нам отслеживать эту динамику и наглядно демонстрировать произошедшие изменения», – рассказала Ирина Рыкова, главный редактор рейтинга.
Новые города-участники рейтинга – Владивосток, Ижевск, Курск и Ставрополь – сразу влились в двадцатку, вытеснив на последние позиции Ростов-на-Дону, Тулу, Севастополь и Красноярск. Однако в рейтинге нет аутсайдеров: все 24 города отличаются тем, что развивают платные парковочные пространства. Города, которые более планомерно и системно подходят к этой работе, улучшают позиции в рейтинге.
Лидирующие позиции по уровню доходов от платных парковок занимают города из топ-3 рейтинга – Москва, Белгород и Санкт-Петербург, а также города, где только начали отслеживать соблюдение правил пользования парковками. Например, в Екатеринбурге введение мобильных комплексов позволило увеличить доходность в пять раз.
«Зоны платных парковок меняют транспортные потоки, наблюдается сокращение ежедневных миграций из периферии в центр и обратно. Горожанам приходится менять устоявшиеся привычки, а это всегда сложно. Поэтому важно рассказывать и объяснять людям, для чего открываются платные парковки и корректируются схемы движения. Этому вопросу мы уделили в своём исследовании особое внимание. Также отчёт содержит рекомендации – на основании каких правовых актов, ГОСТов и методических рекомендаций Минтранса организуются парковки и вводится платность», – рассказал Пётр Атаев, к.г.н., директор по развитию компании «Дорнадзор».
Подробнее о рейтинге, исследуемых показателях, способах организации парковок и работе с населением – в полной версии отчёта.
Пресс-служба компании «Дорнадзор»