В торговле продовольственными товарами доминирует розница, но так было не всегда. Аналитики Центра отраслевой экспертизы РСХБ изучили историю эволюции каналов торговли и заключили, что гибридные каналы продаж могут стать перспективной альтернативой супермаркетам в ближайшие 5-6 лет.
Первый супермаркет в современном понимании появился чуть более ста лет назад в США, а более двухсот лет назад в Англии было дешевле есть в харчевнях, чем дома, из-за высокой стоимости дров. Соответственно, доминирующим каналом продаж продовольствия в средневековой Англии и в Англии Нового времени была вовсе не розница, а HoReCa.
Считается, что первый универсам в России появился в 1970 г. в Ленинграде, а годом запуска «современного формата торговли» считается 1995 г., когда в Москве появился первый супермаркет сети «Перекресток». При этом, по мнению экспертов РСХБ, все эти даты достаточно условны – «Елисеевский», открытый в Российской Империи в 1901 г., судя по дореволюционным фотографиям, не так уж сильно отличался от современного гипермаркета.
В 90-е гг. XX века торговля в России стремительно развивается. Открытие первого супермаркета в 1995 г. дало старт развитию современного формата продаж, который включает в себя супермаркеты, гипермаркеты и магазины у дома. Довольно скоро к ним присоединились дискаунтеры, но по-настоящему «жесткие» дискаунтеры с очень узким ассортиментом и большими скидками начали появляться только в конце «нулевых». А гибридные форматы таких магазинов, сочетающие относительно небольшой ассортимент, глубокие скидки и отдельные гастрономические позиции в России еще не получили своего распространения.
К началу 2000-x гг. в России присутствовали все основные современные форматы магазинов. Но влияние этой трансформации на динамику оборота торговли продовольствием оценить сложно из-за кризиса 1998 г. и последующего восстановления экономики. В сопоставимых ценах (с поправкой на инфляцию) оборот торговли последние десятилетия стабильно растет со средним темпом 1%.
Параллельно еще более впечатляющими темпами развивается канал HoReCa. Несмотря на провал в пандемийный 2020 г., за последние 10 лет CAGR (совокупный среднегодовой темп роста) оборота общественного питания в сопоставимых ценах составляет около 3%. Впрочем, в абсолютном выражении HoReCa все еще далеко отстает от розницы. В 2022 г. оборот торговли продовольствием составил 21 трлн руб., а оборот общественного питания – 2,3 трлн руб.
Для производителей продовольствия еще одним важным каналом стал экспорт. В 2022 г. стоимость вывозимых товаров составила 41,6 млрд долл. (2,8 трлн руб.). В 2023 году она может превысить 45 млрд. долл. Но сопоставлять эти цифры с цифрами выше напрямую было бы неправильно, поскольку экспортируются в ряде случаев не продукты для конечного потребителя, а сырье для дальнейшей переработки.
По данным экспертов РСХБ, экспорт растет быстро – CAGR в долларовом выражении за последние 20 лет составляет 16%. Но это нормальное явление для страны с быстроразвивающимся АПК. Гораздо более интересную тенденцию можно видеть в развитии онлайн торговли. Всего 10 лет назад доля продаж через интернет составляла менее 1%, а в этом году этот показатель может составить 7,5%. Наибольший скачок в развитии онлайн торговли совершила в период пандемии – в самом тяжелом 2020 г. доля продаж через интернет выросла на рекордные 1,9 п. п. После пандемии темп роста не опустился до докризисного уровня (0,2-0,4 п. п.) и в последние годы стабильно превышает 1 п. п.
«Как и в случае с HoReCa, трудно сказать, когда произойдет насыщение канала онлайн-торговли. По данным американской статистики, в 2023 г. в США доля онлайн торговли впервые превысила 15%. По консервативному прогнозу, к 2030 г. мы можем оказаться на таком же уровне. Как бы то ни было, опережающее развитие каналов онлайн торговли, HoReCa и экспорта по отношению к рознице говорит о постепенной эрозии рыночной силы торговых сетей. Увеличение конкуренции между каналами торговли внутри страны идет на пользу производителям продовольствия и конечным потребителям», — отмечает руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Мы говорили о развитии основных каналов торговли, но одновременно идет развитие гибридных форм. Розничные сети и рестораны заходят в онлайн. Многие кофейни, винные бутики одновременно являются и точками общественного питания, и точками розничной торговли. Это интересная тенденция, заслуживающая отдельного исследования.
В торговле продовольствием продолжает доминировать розница, но так будет не всегда. И может статься, что наши потомки, так же, как и предки, не будут знать, что это такое – супермаркет.
Текст: Марина Болковская